Top.Mail.Ru
Эко Парк Вотчина - база отдыха в Дагомысе, г. Сочи
Бани и сауны на дровах
Бассейны и купели
Аренда домиков и номеров
Беседки
Кафе на природе

История и традиции русской бани

традиции русской бани
В России к бане относятся с особой любовью. Для настоящего русского человека поход в баню это не просто смывание грязи, это ритуал. Больше всего баню любили на севере страны: на Урале, в Сибири, где лютуют свирепые русские зимы. В тех краях бани всегда строили на совесть, качественно. Помещение бани было просторным и светлым. В ней устанавливались полки из липы, которые менялись каждый год. Очень большое значение придавалось внешнему виду бани. И лавки, и пол, и стены периодически скоблили и охаживали рубанком, чтобы она приобретала первозданный вид.
К банному омовению готовились загодя:
  • долго, чуть ли не полдня, растапливали баню;
  • варили щелоки;
  • кипятили квас с мятой, который использовался не только для питья, но и распаривания веников.
Предбанник создавал особую ауру. На его лавках в несколько рядов были уложены кошмы, пол был устлан войлоком, на котором было разложено пахучее сено. Кошмы и сено накрывались простынями. Для создания душистого аромата на полках и лавках бани настилались, а затем обдавались кипятком такие душистые травы как мята, чабер, донник и другие. На лавках бани все необходимые приспособления: веники, медные тазики с взбитым мылом. Рядом возвышались большие туеса, которые были до отказа наполнены теплым квасом, которым обливались перед тем, как улечься на полок.
Квас пользовался особой популярностью в бане и в качестве напитка. В его приготовлении наши предки были большие мастера. Квасы варились из плодово-ягодных соков, меда. При приготовлении добавлялись душистые травы, пряности. Поскольку процесс паренья в бане был длительным, за это время выпивалось огромное количество кваса. В особом почете был парной квас, как его называли в те времена. По свойствам своим он был шипучий, ядерный и с силой отдавал в нос.
Во многих регионах тогдашней России существовал обычай. При входе в баню, перед тем как войти в парилку, человек съедал несколько кусочков свежей редьки. Ничего иного употреблять в пищу перед парилкой не рекомендовалось. Лишь при простуде советовали: ешь лук и иди в баню. Самой старой русской баней была баня "по-черному", которая иначе называлась курной. Свое название она получила от того, что печь, устанавливаемая в ней, не имела трубы. Дым скапливался в самой бане, выходя наружу через дверь и окна. А дым, как известно, со временем коптит стены до черноты. Истопить такую баню задача не легкая. Необходимо своевременно закрыть и проветрить, чтобы не было «угару». После топки стены черной бани моют и обливают водой. В России широко распространена так называемая Баня каменка. Баня внутри чистая, так как печь ставится с трубой. В бане хозяин, в зависимости от своего вкуса, делает от двух до четырех полков – низких или высоких. Для любителей жаркой бани самый высокий полок делается, чуть ли не под потолком. Чем выше человек поднимался – тем больше была температура. На эти полки стелили матрацы и клали подушки, которые набивались сеном или соломой. Они покрывались белыми простынями. В России издавна бани топились преимущественно березовыми дровами. Все от того, что они более калорийные и дают хороший аромат.
На сегодняшний день в бане широко используют так называемые коктейли из душистых веществ. Раньше вместо этих коктейлей с большим успехом применялись настои из разнообразных ароматных трав: мяты, тимьяна, шалфея, малины, листьев черной смородины, душицы и полыни. Нынешние коктейли имеют схожую основу, только теперь также добавляется экстракт эвкалипта. Целебные ароматы при высокой температуре убивают многих микробов, бактерий, находящихся в воздухе, а также на коже и в дыхательных путях. Наши прадеды ароматизировали баню простым, но эффективным методом. Они набрасывали свежие или засушенные растения по полкам. Особую популярность у них снискала мята, черная смородина, шалфей, душица, иглы ели. Но это не единственные представители ароматных растений. В общей сложности для ароматизации использовались десятки различных трав, деревьев, кустарников. Если говорить о травах, то использовалось практически все разнотравье, которые было доступно в тех краях. Иногда для застилки полок использовали самое обыкновенное душистое сено.

Когда же впервые появились общественные бани?
Их история уходит корнями в 11 век, когда переясловский епископ Ефрем, по национальности грек, стал вводить в монастырях общественные бани. Таким образом, общественно-народные бани на Руси начали свое существование еще в первые века христианства. Скорее всего, основателями общественных бань на русской земле являются печорские монахи, которые при посещении Афона знакомились с местными греческими общественными банями.
В 18 веке в России стали появляться лечебные бани, их еще называли «бадерскими». Их содержателями, как правило, были иностранцы. Баню такого рода хотел построить даже лекарь Петра Первого, Паульсон.
Самой популярной лечебной баней в Петрограде до 1760 года была баня Лемана. А в 1761 году у нее уже появилась конкурентная баня, которая была построена французом Вандредом. Он открыл «бадерскую» баню на улице Малой Морской, в доме Квасова. В объявлении говорилось: «для потения и разведения флюсов и других телесных припадков, по докторской рекомендации». Бани Лемана и Вандреда были доступны лишь богатым и знатным людям. В итоге такого рода бани не сыскали особой популярности в России. Хоть они и были лечебными, но не могли дать такого лечебного эффекта, как русская баня. Самые старые бани Москвы были построены у Каменного моста. Отсюда и проистекало их название – каменные или каменновские. Они были выстроены из кирпичей, что было крайне необычным на тот момент, так как все бани были сделаны из дерева. Именно поэтому, в 1812 году, все бани Москвы сгорели при пожаре.
В большие церковные праздники, а также в торговые и базарные дни общественные бани не топились.
Издавна своими банями славилась белокаменная Москва. В конце 19 века в Москве было около шестидесяти бань различного характера с большой пропускной способностью, как утверждает В.А. Гиляровский. Веники в московские бани привозились целыми возами из глухих деревень, в основном из-под Гжели. По субботами, накануне больших праздников, а также в «банные» дни каждая баня с Москве нуждалась приблизительно в 3000 веников. Мальчики, которые работали в бане, готовили квас для парки. Они же занимались разливом кваса по бутылкам, для его последующей продажи в бане. Для работы в бане мальчики приезжали из соседних областей. Из Ярославской области приезжали половые в трактиры, из Владимирской – плотники, а из Калужской – булочники. Банщики же шли в столицу из Зарайского, Рязанского, Тульского, Каширского и Веневского уездов. Так, поколение за поколением мужчин и женщин шли в Москву. Самой значимой фигурой в бане был парильщик. Его работа была неимоверно трудна. Он работал с пяти утра до двенадцати ночи, облачаясь в коротенький фартучек от пупа до колена. Работал беспрерывно, всеми мускулами своего тела при температуре от 14 до 60 градусов по Реомюру. Денег от хозяина парильщику не доставалось. Поэтому ему приходилось жить за счет подачек моющихся. Иногда половину полученных денег ему приходилось отдавать хозяину. В 19 веке спектр услуг, оказываемых в бане стал расширяться. В дворянских банях был кейф, отдых, бритье, стрижка и даже дерганье зубов. А бани для простого народа были так называемой поликлиникой, где лечили от разного рода недугов. Медиками в народных банях выступали фельдшера, цирюльники и бабки целительницы. Парильщики же и в народных, и в дворянских банях испокон веков заменили массажистов. Еще даже такого слова в обиходе русских людей не существовало. Все медицинские действия производились в бане при полной антисанитарии. Для белизны лица в женских народных банях заваривали настойку череды, а в дворянских банях женщины мыли лицо миндальными высевками. Затем шли различные притирания. Голову в бане мыли керосином для улучшения роста волос.
Русский человек без бани не может. Даже на фронте, хоть и не часто, но все равно мылись в банях.
«Правильная» баня обязательно состоит из трех отделений: парное, мыльное и предбанник. Каждое из этих отделений по-своему важно. В парном отделении люди парились. Старая русская пословица гласит: «В баню идти, пару не бояться». Тем же, кто боялся париться, раньше говорили: «Пар костей не ломит». Мыльная комната располагается рядом с парильней. Рядом с ней – предбанник. В нем раздеваются, отдыхают, наслаждаются свежим квасом. Баня стала неотъемлемым элементом русской жизни, даже вошла в поговорки и пословицы, также с баней связаны шуточные советы и прочее. «Дураки и после бани чешутся», «Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном, запей квасом», «Баня – мать вторая», «Помни день субботний – иди в баню», «Баня все грехи смоет»… У русского народа с баней связано много поверий и легенд. Издавна наши предки считали, что в бане селится злой дух. Когда растапливают баню, жар его выживает из бани, а после окончания мытья, дух опять возвращается на свое место.
Все банные комплексы Эко Парка Вотчина строго соответствуют духу и традициям настоящей русской бани. Настоящие печи-каменки на дровах, традиционная отделка парных, купели, венички, напитки, – мы предусмотрели всё, чтобы наши гости окунулись в настоящий русский отдых и хотя бы ненадолго сбросили с себя оковы городской суеты и стресса.